Жизнь барочного человека была полна опасностей. Одна из них, особенно хорошо знакомая жителям средиземноморского побережья и тем, кто часто путешествовал морем, заключалась в высоких шансах быть захваченным берберийскими пиратами и оказаться в рабстве где-нибудь на североафриканском побережье, на территории современных Марокко и Алжира. Собственно, эта опасность существовала и в последующие эпохи и полностью исчезла только в 19 веке.
читать дальшеБерберийские пираты действовали весьма нагло и не только захватывали корабли, но и совершали набеги на прибрежные поселения. Некоторые деревни угонялись в рабство в полном составе.
Христианские рабы не рассматривались как ценное имущество (если речь не идет об исключительно красивых юных девственницах или особо умелых мастерах). Они содержались в ужасных условиях, работали по 15 часов, их рацион составляли вода, хлеб и немного оливкового масла. Как правило, они занимались тяжелым физическим трудом, который никто не пытался облегчить с помощью машин и механизмов, уже вовсю применявшихся в Европе. Орудия труда у них были самые примитивные. Да что там, даже, к примеру, мельничные колеса приводили в движение рабы, а не животные. Животные, видимо, стоили дороже, а раб помрет, и ничего, новых захватим. Продолжительность жизни христианского пленника в рабстве составляла в среднем полгода. Бывали и исключения, когда раб становился любимым советником какого-нибудь султана или рабыня - любимой женой, но в основном удел у всех был один: тюрьма с земляным полом, залитым нечистотами, голод, невыносимый зной, дизентерия, побои и пытки, тяжелый труд. Пленников всячески принуждали к принятию ислама, но никаких практических выгод это, как правило, не несло.
Некоторых везунчиков выкупали из рабства родственники или друзья. Церковь тоже постоянно собирала деньги на выкуп из плена христиан. Освобождение христианских пленников было одной из задач мальтийского ордена. Иногда тот или иной европейский монарх договаривался с берберийцами о том, чтобы те отпустили его подданных. Заключались мирные договоры, но они действовали недолго, и пираты принимались за старое. В среднем в берберийском плену содержалось 20-30 тысяч европейцев.
Рабы-гребцы на пиратской галере: