чухонский болотный божок (с)
Давно я не писал таких мрачных и болезненных историй, как эта. 17 век - время ужасно патологических характеров. Они все были злодеями и моральными уродами в той или иной степени, исключений - единицы. Можно смягчать краски, но это же неинтересно.
Хотя, не знаю как ты, а я очень люблю всякую жесть, чтобы все умирали, страдали и впадали в девиации. х) Так что - перфект. :з
Даже добродетель выглядела как-то не так и имела странный вкус. Например, Луиза де Лавальер ушла в монастырь и бросила на произвол судьбы двоих детей от короля. Ей было пофиг, что с ними станет. Когда ее сын умер в 16 лет, она сказала: "Я жалею о его рождении больше, чем о его смерти". Мать сказала так про своего сына, это ли не пиздец? Причём это была не какая-нибудь там бессердечная сука, а нежная, милая, набожная женщина, и все ее славили именно за ее прекрасное сердце.
Я не знаю, почему они такими было. Это круто и завораживающе, но это ж ад какой-то.
В остальном я этих людей воспринимаю, как нечто уникальное в этом своем переходном виде от темных времен к эре выверенного и гораздо более многосложного свода правил, который они вроде бы уже и создали для себя, но пока будто не поспевают за ним.
но вот, например, Ришельё меня ничем таким отличительно жутким и грубым не поразил, исключая пропагандистский сам от фрондёров и англичан
я в своё время увлекался этой темой, много слухов так удалось проследить до врагов
в остальном я ничего такого и за другими условно похожими деятелями не замечал, т.е. того, чего бы не сделали политики и лет через 200
Или я ошибаюсь?
Госпожа Д'Эгильон. Ли-лон ли-ла, ли-лон ли-ла, ли-лер ли-лон ли-ла.
Это, по-моему, говорит о том, что он едва ли был счастливой, здоровой и гармоничной личностью (какими бы ни были его заслуги).
По-моему, даже в 21 веке гармоничная личность - явление не такое уж частое.
Друзья кардинала: отец Жозеф, Лавалетт, Бутилье. Ещё англичанин, имени не вспомню.
Марион Делорм - любовное увлечение.
Effiat, да уж, племянница, с которой были какие-то мутные отношения, - это очень барочно и только подтверждает мою теорию. А отец Жозеф и прочие - насколько они именно друзья, а не верные сподвижники? Я не утверждаю, что он существовал в полной изоляции, конечно, у него были и любовницы, и партнёры по всяким интеллектуальным увлечениям, но были ли у него эмоциональные привязанности, подлинная близость с кем-то? По-моему, он был как айсберг в океане. Это можно назвать платой за величие, но это ж патологично.
В биографиях их называют друзьями. Когда Лавалетт умер, кардинал писал, что для него это огромная утрата. А уж была ли между кардиналом и его друзьями душевная близость - этого я никак не могу знать.
По-моему, в политику во все времена шли люди, схожие нравом с Ришелье. Им нужна власть, а не душевная близость. Её минимума им достаточно.
Странно, что никто еще не привел аргумент, что "он котиков любил, значит хороший человек". А так наверное да, на вскидку нет никаких воспоминаний в стиле "мой дорогой друг, кардинал Р..." Если у него (вдруг) и случались общечеловеческие приступы одиночества, он по-видимому топил их в работе. Ведь генеральная Идея и Цель Жизни у него была, и еще какие.
Как я написал выше... А после всех событий это понятно, что человек стал таким замкнутым и имел насколько узкий круг доверенных лиц. Опять же была мода на дух стоицизма. А многие друзья его попросту не пережили. Как относится к уважению Людовика тоже спорный вопрос, всё-таки миф несколько сгустил краски в отношении этого партнерства
Хотя в основном я согласен с *Fifi*, при том что тот ещё очень много болел, работая на этом самом пределе
Про племянницу и куртизанок как раз строчили позднее фрондёры и ну и испанская партия (и, конечно, это далеко не самые последние люди этих групп), до сих пор из-за этих ссылок странно читать подобные истории в современных биографиях, никто не собирается распутывать клубок
Из коммента Effiat, С Эгильон, наверное, неудачный пример
Наоборот, кмк, удачный, ведь умирая он ей сказал, что Мари-Мадлен единственный человек, которого он любил ))
Я думаю, что кардинал с Эгильон реально пил бульон. Кардинал был слабого здоровья человек, а Эгильон могла за ним ухаживать (может, в корыстных целях, а может, характер был такой: надо о ком-нибудь заботиться).
Кстати, верный слуга у Ришелье тоже был.
Я вовсе не пытаюсь сказать, что он был милым человеком. Нет, он был меланхоличным, холодным, жестоким. Но это всё характерно не только для барочного человека. Таких людей можно найти во все века в изобилии. Кроме того, когда человек занимается политикой, то это накладывает на него отпечаток. Душевные привязанности для него могут быть бременем, его слабым местом. Вдобавок, если вся энергия уходит на работу, то о душевных привязанностях как-то некогда помышлять. Кардиналу вполне могло быть достаточно душевных разговоров с племянницей и заботы о семье, и наличие верных сподвижников (кмк, для политика это в разы важнее, чем просто друзья).
Про любовниц, кстати.
Так что, может, у сабжа и были друзья, которые его не боялись и не ненавидели, но все вышеперечисленное не могло не накладывать отпечатка на общение с ним.
Грубо говоря, если бы я писал фанфик про Ришелье, он вышел бы у меня безусловно дарковой фигурой с большими тараканами, возможно, даже более мрачной, чем другие мои барочные герои.
- Зато он был эффективным менеджером.
Однозначно, с этим не спорю.
- Все успешные политики такие.
Возможно, но речь шла не о том, все ли они такие, а том что все барочные люди ебануты. Мне сказали, что не все, и привели в пример сабжа. Пример, как по мне, неудачный
Проблема в том, что вам будут приводить примеры, а вы будете говорить: нет, и этот ебанутый.
Понятно, что барочные люди отличаются от людей 21 века, которые, впрочем, тоже могут быть жестокими, безнравственными и тэпэ.
Ещё проблема в том, что если судить о барочных людях, как о людях с патологией, тогда все люди прошлых столетий, тысячелетий таковы. Да и чо уж там, немало людей из 21 века - увы, тоже. Если судить с точки зрения того, насколько они гармоничные личности.
Но насчёт того, что все люди прошлых столетий с патологией, не соглашусь. Опять же, по моим ощущениям, люди 18 века практически идеально здоровы, у них удивительно гармоничное, адекватное и какое-то светлое мироощущение и здоровая психика. Хотя и они, конечно, могут быть и жестокими, и безнравственными, но они редко впадают в по-настоящему тёмные эксцессы, что было сплошь и рядом в эпоху барокко.
Что было до барокко, не знаю, но у меня, как ни странно, есть ощущение, что даже средневековье было более вменяемым. Может, оттого, что люди были как-то религиознее и простодушнее. Но это так, не серьёзное и не выстраданное замечание.
Пардон, если непонятно. Пишу с телефона, не могу развернуть мысль(
Commissar Paul, так это же здорово )) Из вашего коммента
Пожалуй, на фоне этого меркнут все его возможные отношения с племянницами.
По-моему, те, кто отрицает это, впадают в ту же ошибку, что и те, кто отрицает, скажем, гомосексуальность Густава III. Они говорят: "Какие ваши доказательства?", отлично зная, что доказательств в таком деле нет и быть не может, только косвенные, т.е. те же сплетни
Только вот этих косвенных доказательств, кмк, выше крыши, включая высказывание собственного министра юстиции Густава (поправьте если ошибаюсь насчет министра) ))
О, кстати, вспомнила, что читала роман о Ришелье, так там прямым текстом написано. что он был любовником королевы Анны и папенькой Луи 14 ))