Шаривари - это позорящий ритуал в европейских деревнях и небольших городах, обычно учиняемый на свадьбу, когда односельчане травят молодоженов, которые им чем-то не нравятся (например, кто-то из них славится легким поведением, или большая разница в возрасте или еще что-то неправильное и некошерное). Форм у шаривари множество. Можно бесчинствовать вокруг церкви, когда там совершается венчание. Можно устроить кошачий концерт под окнами новобрачных в первую ночь. Много чего можно. Иногда, впрочем, вопрос решался деньгами - травимые откупались от шаривари.
Пример шаривари из книги "История частной жизни". В данном случае новобрачные не угодили согражданам своим слишком зрелым возрастом:
читать дальше"Четверг, 4 февраля 1745 года. Господин Бодран, кожевник из города Сомьер, 64 лет от роду, брал в жены девицу Терезу Ботифор, 44 лет... <...> Молодежь Обэ устроила им самый невероятный "кошачий концерт". Жених не проявил должной щедрости. Обидевшись на его жадность, молодые люди в количестве ста семнадцати человек собрались и перекрыли все выезды из деревни и сняли колеса со свадебной коляски. Господин судья при помощи пастухов самолично возводил барьеры, преграждавшие путь свадебному кортежу. Старейшие жители Обэ говорили, что никогда в этих местах никого так не оскорбляли, как этих пожилых молодоженов. Все жители Обэ вышли из своих домов, чтобы насладиться этим унизительным зрелищем. Когда все участники свадебного кортежа сели на лошадей, их предупредили, что все дороги забаррикадированы. Жених с невестой и их гости поехали окружной дорогой; а молодежь и дети двинулись следом. Шум напугал лошадей, всадники вытирали грязь, которую в них кидали; невеста с какой-то девицей или женщиной сидели в плохонькой повозке, десять или двенадцать рассерженных молодых людей забрались туда, под их тяжестью оглобля поднялась вверх вместе с коренной лошадью. <...> Пастухи присоединились к происходящему, звоня в колокольчики, шум был такой сильный, что слышно было в Обэ. Со всех сторон доносилось улюлюканье. То же самое ждало молодых и на улицах Сомьера; на пути их встречали импровизированные могилы с горящими свечами. В этом городе никогда не было ничего подобного; солдаты местного гарнизона стали стрелять по участникам шаривари. Их туи же схватили и заставили отвечать за преступление. <...> Господину Бодрану связали руки, посадили во главе кавалькады и в таком виде ввезли в город на посмешище жителям".
Как видим, церемония не лишена грубоватого остроумия (импровизированные могилы по-своему доставили), но все эти деревенские травли дико отвратительны.
Так вымогательство же:
Молодежь Обэ устроила им самый невероятный "кошачий концерт". Жених не проявил должной щедрости. Обидевшись на его жадность...
В более мягкой (более регламентированной) форме это называется "выкуп невесты" и практикуется в России до сих пор.
А там, поскольку, видимо, власти никак не ограничивали бузящую молодежь, это приняло уже буйные формы. Ну и понятно, что "своим" это устроить нельзя: и общество вступится, и сам потом рискуешь стать жертвой.
А чужакам и прочим "не таким" - можно безнаказанно.
Традиция мешать свадьбе и требовать выкупа настолько распространена в самых разных культурах, что, думаю, она все же первична.
Но и ксенофобия сама по себе, конечно, тоже мотив и не нуждается в материальном подкреплении (она не "зачем", она "а чо они" и "а нефиг...").
А тут такое "удачное" сочетание.
Вообще кажущаяся нам цивилизованной Европа даже еще в 19 веке (особенно сельская) - это жутковатое место. Не зря Холмс говорил, что милые сельские коттеджи внушают ему ужас )
Я читала когда-то, что еще в конце 19 - начале 20 века коммивояжера, осмелившегося шляться в воскресенье, в сельской Англии запросто могли если не убить, то избить и изувечить. Ибо нефиг не соблюдать "день субботний".
Да уж, я понимаю Холмса. В городах жизнь как-то анонимнее, никому особо нет до тебя дела, а в деревнях кругом добровольная полиция нравов.
kate-kapella, эти люди тоже могли бы собраться у кого-нибудь дома, на церковной паперти или где там у них происходили сходки и светская жизнь и обсудить все, что их волнует (по суди, аналог анонимного сообщества). Но они активно проявляли свое недовольство, вот что самое мерзкое.
Я гуглю сейчас французские источники; шаривари описывается именно как сельский ритуал карнавального типа (а не внезапное коллективное волеизъявление), который в обязательном порядке подразумевает откуп (деньгами, проставлением выпивки, а также в некоторых регионах катанием на осле спина к спине).
Типы браков, которые сопровождались шаривари, также, по-видимому, были достаточно стандартны: откровенно неравные по возрасту либо повторные браки вдовы/вдовца (в этом случае шаривари могли запросто устроить как раз родственники и друзья вдовы или вдовца).
"Бал объятых пламенем" - это ведь тоже шаривари, кончившийся несчастным случаем.
Это я к тому, что само по себе шаривари - типичный выкупной свадебный ритуал. Свадьба вообще всегда была поводом к массовому "стыдному" поведению, которое теперь нам кажется отвратительным, всякого рода публичным сальностям и т.д.
Поэтому говорить, что это травля (в современном понимании), не совсем правильно. Травля - это организованное нападение, имеющее целью причинить ущерб, выгнать и т.п. А здесь скорее "штраф" за несоответствие (никакой цели причинить перманентный ущерб или даже повредить статусу нет, есть вымогательство).
PS. Пока искала, нашла в гугле инфу о книжке, которую теперь хочу почитать, но не знаю, где взять: Henri Rey-Flaud, Le charivari: les rituels fondamentaux de la sexualité
Если найдете подробности, проливающие свет на разночтения, будет интересно.
Ну вот "бал объятых пламенем" - это конкретно шаривари, устроенное Изабеллой Баварской и Карлом VI в честь свадьбы одной из фрейлин королевы (она вторично выходила замуж, емнип)! Официальное мероприятие, ряженые и все такое.
Это вполне могло в позднейшее (и более пуританское по нравам) время выродиться в карательное предприятие (если речь о 18 веке). Или в частном случае (эти конкретные люди чем-то досадили односельчанам, и те использовали шаривари как повод их помучить).
Возможно, причина расхождений именно в этом? Одно дело - карнавальные обычаи Возрождения, совсем другое - довольно реакционное Новое время.
Ведь активное преследование и отторжение, скажем, актеров - это тоже Новое время.