чухонский болотный божок (с)
Шаривари - это позорящий ритуал в европейских деревнях и небольших городах, обычно учиняемый на свадьбу, когда односельчане травят молодоженов, которые им чем-то не нравятся (например, кто-то из них славится легким поведением, или большая разница в возрасте или еще что-то неправильное и некошерное). Форм у шаривари множество. Можно бесчинствовать вокруг церкви, когда там совершается венчание. Можно устроить кошачий концерт под окнами новобрачных в первую ночь. Много чего можно. Иногда, впрочем, вопрос решался деньгами - травимые откупались от шаривари.
Пример шаривари из книги "История частной жизни". В данном случае новобрачные не угодили согражданам своим слишком зрелым возрастом:
читать дальше

@темы: история

Комментарии
18.03.2017 в 17:47

"Паук великолепно проводил время. Он никогда не работал в офисе. Он вообще никогда не работал" (с) Нил Гейман, "Дети Ананси"
А главное, функциональный смысл непонятен - что изменится, если людям праздник засрать? Они от этого резко из неприятных типов няшечками станут?
18.03.2017 в 18:20

Помесь хорька, барсука и штопора
Кэналлийский Воронёнок,

Так вымогательство же:

Молодежь Обэ устроила им самый невероятный "кошачий концерт". Жених не проявил должной щедрости. Обидевшись на его жадность...

В более мягкой (более регламентированной) форме это называется "выкуп невесты" и практикуется в России до сих пор.

А там, поскольку, видимо, власти никак не ограничивали бузящую молодежь, это приняло уже буйные формы. Ну и понятно, что "своим" это устроить нельзя: и общество вступится, и сам потом рискуешь стать жертвой.
А чужакам и прочим "не таким" - можно безнаказанно.
18.03.2017 в 18:50

чухонский болотный божок (с)
Мне думается, что желание наказать "неправильных" молодоженов тоже присутствовало, наряду с вымогательством. У борцов за нравственность эти мотивы часто причудливо взаимосвязаны :)
18.03.2017 в 19:06

Помесь хорька, барсука и штопора
Commissar Paul,

Традиция мешать свадьбе и требовать выкупа настолько распространена в самых разных культурах, что, думаю, она все же первична.

Но и ксенофобия сама по себе, конечно, тоже мотив и не нуждается в материальном подкреплении (она не "зачем", она "а чо они" и "а нефиг...").

А тут такое "удачное" сочетание.

Вообще кажущаяся нам цивилизованной Европа даже еще в 19 веке (особенно сельская) - это жутковатое место. Не зря Холмс говорил, что милые сельские коттеджи внушают ему ужас )

Я читала когда-то, что еще в конце 19 - начале 20 века коммивояжера, осмелившегося шляться в воскресенье, в сельской Англии запросто могли если не убить, то избить и изувечить. Ибо нефиг не соблюдать "день субботний".
18.03.2017 в 19:06

Дама, приятная во всех отношениях
Какая мерзость. Хотя, что поделаешь, анонимных форумов тогда не было, любителям потравить окружающих сливать яд было негде.
18.03.2017 в 19:28

чухонский болотный божок (с)
Мерри, мешать свадьбе, создавать препятствия жениху и невесте и требовать выкупа - это несколько из другой оперы, кмк. Это не позор и не унижение. Не случайно это практикуется на всех свадьбах, не только "неправильных". А шаривари упоминается в той книге, которую я цитирую, в ряду других позорящих практик, принятых в деревнях (например, мужа, который давал жене слишком много власти, катали верхом на осле и т.д.).
Да уж, я понимаю Холмса. В городах жизнь как-то анонимнее, никому особо нет до тебя дела, а в деревнях кругом добровольная полиция нравов.

kate-kapella, эти люди тоже могли бы собраться у кого-нибудь дома, на церковной паперти или где там у них происходили сходки и светская жизнь и обсудить все, что их волнует (по суди, аналог анонимного сообщества). Но они активно проявляли свое недовольство, вот что самое мерзкое.
18.03.2017 в 20:42

Помесь хорька, барсука и штопора
Commissar Paul,

Я гуглю сейчас французские источники; шаривари описывается именно как сельский ритуал карнавального типа (а не внезапное коллективное волеизъявление), который в обязательном порядке подразумевает откуп (деньгами, проставлением выпивки, а также в некоторых регионах катанием на осле спина к спине).

Типы браков, которые сопровождались шаривари, также, по-видимому, были достаточно стандартны: откровенно неравные по возрасту либо повторные браки вдовы/вдовца (в этом случае шаривари могли запросто устроить как раз родственники и друзья вдовы или вдовца).

"Бал объятых пламенем" - это ведь тоже шаривари, кончившийся несчастным случаем.

Это я к тому, что само по себе шаривари - типичный выкупной свадебный ритуал. Свадьба вообще всегда была поводом к массовому "стыдному" поведению, которое теперь нам кажется отвратительным, всякого рода публичным сальностям и т.д.

Поэтому говорить, что это травля (в современном понимании), не совсем правильно. Травля - это организованное нападение, имеющее целью причинить ущерб, выгнать и т.п. А здесь скорее "штраф" за несоответствие (никакой цели причинить перманентный ущерб или даже повредить статусу нет, есть вымогательство).

PS. Пока искала, нашла в гугле инфу о книжке, которую теперь хочу почитать, но не знаю, где взять: Henri Rey-Flaud, Le charivari: les rituels fondamentaux de la sexualité
18.03.2017 в 20:56

чухонский болотный божок (с)
Мерри, нууу, не знаю, я ориентируюсь на книгу "История частной жизни", т. III. Там шаривари описывается как нечто карательное. Да, можно было откупиться или даже просто отшутиться (это, кстати, свойственно любой травле - жертва иногда одним словом или действием может изменить ситуацию в свою пользу), тяжесть "кары" зависела от настроения зачинщиков шаривари, но вообще-то это выражение неодобрения.
Если найдете подробности, проливающие свет на разночтения, будет интересно.
18.03.2017 в 21:10

Помесь хорька, барсука и штопора
Commissar Paul,

Ну вот "бал объятых пламенем" - это конкретно шаривари, устроенное Изабеллой Баварской и Карлом VI в честь свадьбы одной из фрейлин королевы (она вторично выходила замуж, емнип)! Официальное мероприятие, ряженые и все такое.

Это вполне могло в позднейшее (и более пуританское по нравам) время выродиться в карательное предприятие (если речь о 18 веке). Или в частном случае (эти конкретные люди чем-то досадили односельчанам, и те использовали шаривари как повод их помучить).

Возможно, причина расхождений именно в этом? Одно дело - карнавальные обычаи Возрождения, совсем другое - довольно реакционное Новое время.

Ведь активное преследование и отторжение, скажем, актеров - это тоже Новое время.
18.03.2017 в 22:34

чухонский болотный божок (с)
Мерри, может быть. А может, при дворе шаривари с самого начала было игрой. В "Истории частной жизни" упоминается шаривари, устроенное гораздо позже горящего бала - при дворе Людовика XIII, и оно было явно игровое.
18.03.2017 в 23:08

"Паук великолепно проводил время. Он никогда не работал в офисе. Он вообще никогда не работал" (с) Нил Гейман, "Дети Ананси"
kate-kapella, зато можно было вполне осязаемо отхватить по щщам.
19.03.2017 в 05:25

Commissar Paul, при всей своей ритуальности и карнавально-игровом характере - мрачноватая это по нашим нынешним вкусам штука, случались тогда шаривари и позанимательнее. См., например, книжку английского историка Ричарда Дарнтона "Великое Кошачье побоище".
19.03.2017 в 09:26

чухонский болотный божок (с)
Groemlin, это разве было шаривари?
19.03.2017 в 13:51

Commissar Paul, да. Дарнтон изначально берёт в фокус один занимательный случай, разбирая на его примере антропологию и культуру французского общества того времени, но попутно приводит и массу других казусов.
19.03.2017 в 13:54

Commissar Paul, да. Дарнтон изначально берёт в фокус один занимательный случай, разбирая на его примере антропологию и культуру французского общества того времени, но попутно приводит и массу других казусов.
19.03.2017 в 17:58

чухонский болотный божок (с)
Groemlin, почитаю. Надеюсь, там не описываются в подробностях издевательства над котэ.
19.03.2017 в 18:08

Commissar Paul, без анатомических подробностей.