В рамках персональной программы "Все про ПМВ" читаю роман Джона Бойна "Абсолютист". Ожидания были высокие, потому что на эту книгу мне встречались почти исключительно хорошие отзывы, а кроме того, мне понравился другой роман Бойна -
"Лестница в небо".
Но на деле "Абсолютист", увы, разочаровал. Не уверен даже, что домучаю его, поэтому пишу отзыв на недочитанную книгу.
читать дальшеРоман о войне и ее ужасах, о пацифизме, о том, как важно оставаться человеком в окопах и вот это вот все, говорили они. Возможно, все эти идеи показались бы мне дофига умными, ценными и свежими, если бы я не начитался аккурат накануне Зигфрида Сассуна и иже с ним и не видел так ясно, что Бойн дает просто-напросто краткий и не особенно прочувствованный дайджест страданий и рефлексий "потерянного поколения" и те же мысли можно найти в других книгах, причем там они прозвучат гораздо мощнее и убедительнее, а описания войны и ее ужасов будут не такими пластиковыми и банальными.
Любовная линия предельно уныла. Два юноши встретились в тренировочном лагере для новобранцев, почувствовали друг к другу интерес, случайно переспали, потом один из них испугался своего влечения к товарищу, отморозился и перестал с ним общаться. Затем, уже на передовой, они снова переспали, и тот же самый юноша - какой сюрприз - снова испугался и отморозился. Дальше между ними, по ходу, произошла какая-то драма, герой-повествователь (любовник отмороженного) вспоминает о ней на каждой странице в таком примерно духе: "А потом я совершил ужасный, непростительный, чудовищный поступок, о котором до сих пор жалею. Еще страниц 100, и вы узнаете, что это было". Но мне совершенно неинтересно, что это было, потому что любовные чувства героев никак не трогают, у меня нет возможности их ощутить, повествование сухое и вялое. Герой никак не любуется своим Уиллом, не наблюдает за ним, не подмечает никаких черт и особенностей, кроме наличия у Уилла абстрактных гуманистических идеалов и человеческой порядочности. Уилл глазами влюбленного парня, совершившего на любовной почве какое-то преступление и попрание законов божьих и человеческих, - не человек и даже не литературный персонаж, это заготовка персонажа, болванка. Впрочем, ГГ тоже "начертан неясно" (с).
Повествование ведется в двух временных планах: собственно, война и любовная драма на фоне войны - и уже послевоенное время, когда выживший ГГ встречается с сестрой своего Уилла, чтобы передать ей Уилловы письма, исповедаться и избавиться от чувства вины. Эти сцены общения с сестрой - пожалуй, главное препятствие к тому, чтобы дочитать роман, потому что это унылейшая жвачка, беконченые диалоги, в которых ГГ и сестра ходят по кругу, обсуждая три темы - войну (как это было ужасно), Уилла (какой он был на самом деле идеальный) и права женщин (они есть, и ГГ даже признает их наличие, но сестра Уилла, как малолетняя СЖВ из твиттера, считает, что он признает их недостаточно, и снова и снова доказывает ему, что права у женщин есть).
А ведь можно было этот же сюжет написать нормально
@темы:
meiner Meinung nach
Книга не вывозит настроение и интерес к теме
У меня ещё такое ощущение было при чтении "Идеального официанта", с этими закосами под Манна
Мне тоже было скучно читать. Ужасное преступление героя (ну, в общем, да) тоже не поразило, потому что чего-то в этом роде и следовало ожидать. Абсолютно искусственная книга, неживая.
Svengaly, именно так. И финальный фортель меня уже не интересует, даже не хочется пролистывать до конца (не говоря уж о том, чтобы дочитать нормально). Очень жаль, потому что замысел сам по себе интересный.
Но там скорее про адаптацию к мирной жизни после. Ну и само по себе держать в руках книжку издания 1929 года было приятно. К сожалению, книжка эта сейчас утрачена неведомым образом, остался только классически "На западном фронте..." издания того же 1929 года (по ощущению - сокращенная редакция).
А больше романов про ПМВ я что-то на вскидку не могу вспомнить. Именно западную точку зрения, не про ПМВ, плавно перетекающую в февральскую революцию. Хотя ведь должно такое быть и в количестве.
Да просто нырнула в эту историю и всё. Глав герою весьма сочувствовала. Помимо всего прочего он совершил поступок, из-за которого мира в его душе не будет.
Для меня она и есть сильная и трогательная.