чухонский болотный божок (с)
Когда мы говорим о барочных содомитах, ключевое слово в этом обороте все-таки "барочный". За что я отдельно не люблю сериал "Версаль", так это за то, что они выхолостили этот адский невероятный трэш. Да, типа, приблизили Месье и Ко к современному зрителю. Но я никогда не мог понять смысла этого "приближения". Если вам нужны содомиты из нашего времени, есть же Queer as Folk.


@темы: meiner Meinung nach, Monsieur

URL
Комментарии
10.02.2016 в 13:33

Из-за таких вот иллюзий мы сюда и загремели.
О, да.
Они говорят, что "хотели показать, как в Версале всем правил секс", и за этим сложно рассмотреть что-то еще.
Я тут сел первую серию смотреть нормально на русском... На пятом сексуальном акте (Луи\Генриетта) - просто выключил. Ну... не нравится мне рассматривать голых девиц. Или Шевалье во время "сам-знаешь-чего".
Хотелось чего-то совсем другого.
Да. Хотел барочности, получил банальной порочности.
10.02.2016 в 13:38

чухонский болотный божок (с)
_.Chevalier._, я совершенно не против секса. Правда, сериальный секс мне не зашёл и не показался возбуждающим, но вообще в том мире секс играл большую роль, и обойтись без него, пожалуй, невозможно.
В сериале совсем другие проблемы, имхо.
10.02.2016 в 13:46

Из-за таких вот иллюзий мы сюда и загремели.
Commissar Paul, Может я не верно сформулировал, конечно. Но было так не возбуждающе, что пока дальше не добрался. 8)
10.02.2016 в 14:09

end to end control || Драй. Экстра Драй.
Commissar Paul, какая прелестная барочно-бантичная феерия. Это чья-то шутка или рисунок того времени, и на нем изображен Филипп? :)
И вы ведь смотрели дальше первой серии? Скажите, Шевалье действительно не участвовал в боях вместе с Филиппом? Крайне сомнительным для меня его отказ выглядит.
10.02.2016 в 14:14

чухонский болотный божок (с)
Sinnerm@n, это не шутка, но это маскарадный костюм. Месье тут в образе короля Персии во время "Большой карусели" в Лувре.
Шевалье ещё как участвовал в боях и был тяжело ранен, едва не потерял ногу. В сериале шевалье вообще не похож на себя.
10.02.2016 в 16:00

end to end control || Драй. Экстра Драй.
Commissar Paul, маскарадный костюм великолепен. Месье эпатажен, как никто :)
Вот. Спасибо, что развеяли сомнения и укрепили решимость копать матчасть дальше :)
10.02.2016 в 17:13

чухонский болотный божок (с)
Sinnerm@n, тут главное не просто эпатаж. Это специфический, избыточный и вырвиглазный стиль, вне которого этого человека невозможно себе представить.
10.02.2016 в 17:41

end to end control || Драй. Экстра Драй.
Commissar Paul, невозможно и не хочется! ))) И главное, он ведь умел в этом нести себя со всем достоинством как никто иной.
10.02.2016 в 20:11

Commissar Paul, Sinnerm@n, секс важен в любую эпоху, в нашу тоже.:tongue:

Мне, кстати, при многих-многих оговорках и моих к нему претензиях, всё-таки сериал нравится. По крайней мере, 1-ый сезон я целиком скушала, не подавилась.))) Посмотрим, как оно дальше будет. Если хотя бы на том же самом уровне сделают, я и второй съём.

Commissar Paul,Это специфический, избыточный и вырвиглазный стиль, вне которого этого человека невозможно себе представить. - мне кажется, этот стиль был присущ не одному Месьё, а вообще эпохе в целом. И в дальнейшем, как известно, он развился вообще в рококо, которое я терпеть не могу.

Меня вообще поражают, кочующие из одной книжки в другую, упрёки в адрес Филиппа вида: он слишком вызывающе-странно одевался, носил каблуки, румянился и проч.; он падал в обмороки и лил слёзы; он транжирил деньги; он швырял огромные суммы и раздавал апанажи своим любовникам и т.д. в том же духе.

Чем больше я читаю сейчас подлинные мемуары и письма того века, тем меньше верю в подобные характеристики. Ну вот ни единого разу ещё не прочла в документах эпохи про "обмороки" и бесконечные потоки слёз, прям неиссякаемые! А ведь кто только из позднейших историков или в художке это не использовал. У меня ощущение, что такую картинку Филиппа нам нарисовали в век победившего ханжества - он же содомит, этот факт нельзя было оспорить, вот авторы и живописали типично-порочного и, разумеется, никчёмного содомита.

Я вообще на эту тему собиралась небольшой пост наваять. Может, даже и напишу.)))

Я это не к тому, что Месьё не был расфранченным красавчиком в кружевах-бантах-рюшах-каменьях, с косметикой на лице, на каблуках, с кружевным платочком в кармане и проч. Я к тому, что вокруг него масса мужиков, вполне гетеросексуальных, были одеты ровно так же и вели себя похоже: пудра и прочая косметика, парики, платочки, сентиментальные разговоры и даже слёзы. Про то, что у того же короля-солнце то или иное событие регулярно вызывало слёзы на глазах, у кого только не встретишь. Это же исторически задокументировано.

Имхо, современников Месьё не каблуками-кружевами эпатировал, а поведением. Да ещё большой вопрос, насколько на самом деле сильно эпатировал.:upset:
Филипп, похоже, фактически открыто содержал свой "содомский" двор в Сен-Клу, в Пале-Рояле... И совершенно не пытался это хоть как-то завуалировать. И если Валуа в своё время таскал весь двор и своих миньонов публично каяться во всех грехах, отстаивал ночные мессы и проч, то Филипп - во всяком случае в молодости - каяться и не думал. Но Генрих-то был король! А Филипп - всего лишь брат короля, рядом с которым для сравнения всегда есть двор великолепного Луи - "нормальный." )))

И ещё. Луи - после смерти матери - был уже более чем свободен в своих поступках, Филипп же всю жизнь был обязан считаться с братом-королём. Если дёрнулся, ему быстро указывали его место.

В общем - один строил Версаль в чистом поле на малярийном болоте; второй - Сен-Клу, и вовсе не на пустом месте, Сен-Клу-то дешевле обошёлся. Оба вовсю покупали мебель, картины, цацки... Театр, музыка, балет - тоже оба. Луи, между прочим, в юности тоже танцевал в женских ролях, правда, только на театральных подмостках. Один - якобы совсем забросил жену и только делал ей (обеим) наследников, а состояние швырял на любовников. Другой - тоже не любил Марию-Терезию, делал жене наследников, отрыто ухлёстывал за женой родного брата, швырял деньги-земли-титулы, но - на любовниц. Более того, признал всех незаконных отпрысков, изобрёл для них титулы-статус и раздал им апанажи. Вон для герцога Мэнского, сыночка Монтеспан, у Лозена часть владений отхапали! А когда Луи умер, Франция осталась с 3-хмиллиардным долгом, это при ежегодном доходе примерно в 146 миллионов.

И чтоб два раза не вставать...:lol: Тут Луи на той же самой Карусели в образе римского императора в развесёлой компании "римлян": www.altesses.eu/princes_max.php?image=44f6307b9...
Он же отдельно: www.altesses.eu/princes_max.php?image=f80037dbf... (Обе картинки большие.)
Филипп был тогда в костюме, затканном золотым и серебряным шитьём, разукрашенный аграфами и нашитыми на одежду и упряжь рубинами. А Луи и его команда - то же самое, только в бриллиантах.;)
Гхм, как говорится, найдите 10 отличий.:tongue:
10.02.2016 в 20:33

чухонский болотный божок (с)
ReNne
мне кажется, этот стиль был присущ не одному Месьё, а вообще эпохе в целом.
Разве я где-то утверждаю, что одному только Месье? :upset: Конечно, это было такое время, и в сериале оно совершенно не отражено. Нет этой яркости, избыточности, театральности. Этих вырвиглазных костюмов, гигантских париков и драгоценностей тоже нет. Увы.
Допускаю, что Месье был более экстравагантен, чем "в среднем по палате", иначе тот же Сен-Симон не стал бы акцентировать на этом внимание. Если уж современник написал, что Месье ходил на высоких каблуках и на нем было много драгоценностей и косметики, значит, каблуки были ОЧЕНЬ высокими, а драгоценностей и косметики было действительно МНОГО :gigi: Но я совершенно не считаю это комичным или нелепым. Я его представляю себе в образе этакой звезды бурлеска. Чрезмерность во всем, вообще присущая барочным людям, его не портит, а, наоборот, делает еще притягательнее в моих глазах. И я допускаю и слезы, и обмороки, и прочие театральные проявления чувств, но в нужные моменты собирался и действовал обдуманно и эффективно.
10.02.2016 в 23:12

и в сериале оно совершенно не отражено. Нет этой яркости, избыточности, театральности - увы, согласна, притом там нет и театра, и музыки, и литературы. Вообще ноль, что оч и оч странно. Хотя под конец король как раз рассуждает о театре, моде и проч, мол, Франция станет законодательницей всего этого, магнитом и светочем культуры. Но это вовсе не показывается, что меня тоже удивляет и огорчает. Вроде бы у них был достаточно большой бюджет.

более экстравагантен, чем "в среднем по палате", иначе тот же Сен-Симон не стал бы акцентировать на этом внимание. - может быть, это вполне вероятно.:) Но вряд ли настолько сильно, как впоследствии наперебой утверждается в более поздних книгах, там уже просто карикатурный образ Филиппа рисуется.

А вот что до Сен-Симона, я бы сказанное им тоже делила, если не надвое, то хоть какую-то часть списывала бы на его злой язык и любовь, равно как и умение, говорить массу гадостей.))) Тем более что юного и молодого Месьё Сен-Симон знать не знал, в глаза не видел, ибо родился гораздо позже. В итоге он собирал слухи-сплетни о прежней жизни Месьё и описывал реально ему знакомого уже пожилого человека, очень незадолго до его смерти. Вполне можно предположить, что Филипп эту свою манеру "звезды бурлеска", с чем я абсолютно согласна, сохранил до конца, и то, что у мальчишки, юноши, молодого мужчины смотрелось здорово и было эдакой изюминкой, у человека пожилого выглядело уже достаточно нелепо. Ну, скажем, это моя личная версия.

И я допускаю и слезы, и обмороки, и прочие театральные проявления чувств, - во всех воспоминаниях, что я пока успела прочесть, говорится о достаточно мягком, но отходчивом характере Месьё, о его же храбрости на поле боя, о ревности и сложных отношениях с женой и о том, что его "все любили при дворе и в Париже" (во всяком случае, вторая Мадам так пишет). Думаю, Филипп был достаточно чувствительным. У Великой Мадемуазель есть очень подробное описание смерти Анны Австрийской - там поведение Луи и Филиппа, имхо, оч наглядно показывает разницу между братьями; у меня давно руки чешутся это перевести. Ну а заодно пишут о бурных ссорах между королём и братом, разговорах на повышенных тонах и т.п., вы это и без меня, конечно, знаете.))) О "слезах" тоже встречается, но только не бесконечные рыдания-истерики, а, например, "у него показались слёзы на глазах, и он ушёл в свой кабинет". Ну дак это и о Луи нередко пишут, до истерики тут далеко, по-моему. Про "обмороки" я не прочла ещё ни разу. Возможно, просто не попалось. Если доберусь до "обморока" в каком-то историческом свидетельстве, непременно это переведу и выложу.)))

Что до "театральности поведения", мне кажется, она в то время была присуща - в той или иной степени - многим; именно в силу времени. Людовик тоже устраивал настоящие театрализованные шоу, и не только когда играл в реальном театре на подмостках. Одни эти их церемонии подъёма да отхода ко сну чего стоят! Я думаю, в Филиппе современников смущала не только и не сколько форма этой театральности, а её причины. Именно они казались неприличными, несерьёзными пустяками. Убиваться из-за любовницы - нормально и похвально, оч романтично; а из-за фаворитов-любовников - фи, как можно так идти на поводу у своих миньонов...
Ну и Людовик при каждом удобном случае подчёркивал, что брат его особого политического веса не имеет, наоборот: тщательно следил за тем, чтобы он никакого самостоятельного значения не приобрёл. И даже позволял себе отпускать шпильки в адрес Филиппа на публике. Конечно, его это должно было обижать; возможно, даже заставляло ещё больше выкаблучиваться - от противного, так сказать, назло.

И про про наши личные допуски.))) У вас был где-то тут тред про свой канон, я его читала, только так и не собралась там написать. Я лично думаю, что всё-таки у нас так мало на самом деле реальной информации, которую мы по крохам собираем, что мы многое имеем право "допустить", при этом по возможности оставаясь в рамках эпохи. А уж своему воображению, тем более в фиках, каждый сам себе хозяин.))) И там точно допустимо всё на свете - истерики, рыдания, демонстративные скандалы (вот уж скандалы точно канон!), обмороки, яды, приключения, заговоры и адюльтеры. Почему нет?

И пользуясь случаем, скажу уж тут сразу вам спасибо за ваши фики.:)
11.02.2016 в 10:58

чухонский болотный божок (с)
ReNne, безусловно, на оценки Сен-Симона и других мемуаристов не стоит слепо полагаться, хотя бы потому что они демонстрируют прежде всего личные вкусы и пристрастия. То, что Сен-Симону кажется нелепым и смешным, другому могло показаться милым, и описание того же самого человека в том же самом костюме производило бы иное впечатление. Поэтому я у разных свидетелей-очевидцев стараюсь брать только фактуру и никогда не пользоваться их оценками. Например, Месье оценивают как "мягкого и отходчивого", а я вспоминаю, как он относился к своим жёнам, и думаю: "Э-э-э..." Лучше всего его характер показывают осознанные действия, совершаемые им, нежели то, как его видят другие.
Поэтому и обмороки сами по себе ни о чем нам не скажут, даже если вы найдёте описание такового. Все мы хоть раз в жизни отрубались, даже самые суровые и крутые мужики :)

Что до "театральности поведения", мне кажется, она в то время была присуща - в той или иной степени - многим; именно в силу времени. Людовик тоже устраивал настоящие театрализованные шоу, и не только когда играл в реальном театре на подмостках. Одни эти их церемонии подъёма да отхода ко сну чего стоят!
Под театральностью поведения я имел в виду не эти церемониалы (в которых как раз очень мало эмоций), а именно открытое и... весьма художественное выражение чувств. Например, письмо Кольберу, которое вы перевели, - это очень театральный жест, на мой взгляд :) В нем высокая риторика сочетается с отчаянием, потому что - кому ещё придёт в голову писать министру по такому поводу? Любой другой на месте Месье элементарно постеснялся бы, но Месье, кмк, либо идёт на это осознанно: "Смотрите, люди добрые, я совсем дошёл до ручки", либо правда дошёл до ручки, но, как бы то ни было, он не бьется головой об стенку, запершись в спальне, а фонтанирует наружу :)
Путано получилось, наверное, но лучше я не могу обьяснить, что я называю театральностью.

Ну и Людовик при каждом удобном случае подчёркивал, что брат его особого политического веса не имеет, наоборот: тщательно следил за тем, чтобы он никакого самостоятельного значения не приобрёл. И даже позволял себе отпускать шпильки в адрес Филиппа на публике.
Кстати, а этому есть какие-то подтверждения у очевидцев? Я могу привести только один пример - на войне, когда Людовик сказал: "Брат, идите развлекаться, я собираюсь устроить совет". Но на один этот случай приходится масса примеров, когда Людовик, наоборот, вёл себя как хороший, годный, любящий брат (ну, насколько он вообще мог быть любящим :) ). Что Месье не имел политического веса - это да, но чтобы его унижали или относились к не у как к ничтожеству, да ещё с подачи короля, - это мне пока кажется невероятным. Может, я не прав? :upset:

пользуясь случаем, скажу уж тут сразу вам спасибо за ваши фики
О, вы читали? Спасибо :)
Я бы не сказал, впрочем, что в фиках каждый прямо-таки сам себе хозяин, иначе очень легко скатиться до того же "Версаля". Фики - это интерпретация исторической реальности. История - это продукт, который мы, фикрайтеры, готовим. Кусок мяса можно слегка поджарить и подать почти в первозданном виде, а можно совершать всякие сложные манипуляции и превратить в хитрое блюдо под тысячью соусов, но в основе - всегда манипуляции с тем же куском мяса. Так в идеале :)
12.02.2016 в 12:25

Commissar Paul, я обязательно отвечу, только, боюсь, уже не сегодня. И вчера не смогла, и сейчас у меня работы полно, я ничего постороннего не успеваю.)))
Но поболтать мне на эту тему оч хочется, так что я ещё приду.:)
12.02.2016 в 12:51

чухонский болотный божок (с)
ReNne, буду ждать :)
18.02.2016 в 18:55

Commissar Paul, ещё раз прошу прощения, у нас диалог с большим разрывом по времени получается.))) Но работы по-прежнему много, вечером притаскиваешься домой, и уже сил нет. А надо в свободное время ещё и почитать, и перевести, что понравилось, и поделиться найденным и тп. В итоге я решила, что стоит плюнуть на всё и наконец найти время, а то мы так и не договорим. А хочется!:friend:

на оценки Сен-Симона и других мемуаристов не стоит слепо полагаться, хотя бы потому что они демонстрируют прежде всего личные вкусы и пристрастия - конечно, тоже так думаю.

я у разных свидетелей-очевидцев стараюсь брать только фактуру и никогда не пользоваться их оценками. Например, Месье оценивают как "мягкого и отходчивого", а я вспоминаю, как он относился к своим жёнам, и думаю: "Э-э-э..." - тоже правда, хотя вторая Мадам с ним уживалась гораздо лучше первой. Мне кажется, что Генриетта была и сама весьма амбициозной; притом она явно заигрывала с королём (а Филипп, имхо, и к её влиянию на брата ревновал, а не только жену к Луи) и - главное - она желала играть роль в политике, и ей это удалось. А Филиппа от политики целенаправленно отодвигали.

Но лично я думаю, что эти оценки ещё и очень хорошо показывают мораль и нравы эпохи и того круга, где они все вращались. Все эти династические браки и отношения в семье строились, по-видимому, достаточно часто по одной и той же схеме: рожай детей и не мешай мужу жить, как он хочет. На это не слишком обращали внимания, хотя всё-таки жестокость наверняка отмечали. Ну, та же Мадемуазель пишет не один раз, как Филипп колкостями, обидными фразами, упрямым желанием сделать что-то назло жене (она хочет ехать в Версаль, чтобы быть рядом с королём при дворе, а он её увозит в Сен-Клу, и проч. в том же духе), демонстрацией своего пренебрежения, позой оскорблённого и тд. не раз доводил Генриетту до слёз. Да только за одни его слова - когда он Генриетте выдал, мол, ему астрологи предсказали не одну жену, а, судя по вашему состоянию, Мадам, охотно верится, что они не ошиблись, - ему хочется по лицу немедленно заехать! Но Генриетта себе такого позволить не могла и терпела. Тем не менее - не она первая, не она последняя. Как сам Солнышко со своей Марией-Терезией себя вёл? А этот замечательный институт "официальной фаворитки"? Сначала Луиза, потом Монтеспан - а жена молчи в тряпочку. Имхо, это значит, что тут поведение Филиппа более-менее вписывалось в норму того времени, потому и оценки - "мягкий", "чувствительный", "отходчивый". Другое дело, что Луи бегал за каждой юбкой, а Месьё - сами знаете за кем.:tongue:

обмороки сами по себе ни о чем нам не скажут, даже если вы найдёте описание такового. Все мы хоть раз в жизни отрубались, даже самые суровые и крутые мужики - гхм, конечно. Правда, пока я про "обмороки" читала исключительно в позднейших компилляциях историков-беллетристов. Но не факт, что их не было; тем более что не все тексты современников я прорыла целиком и полностью. Да даже если б и все!:tongue: Но в любом случае, читая воспоминания и письма того времени, я вижу картину всё-таки отличную от того, что нарисуют позже. Потому как - особенно начиная с 19 века - все эти "залился слезами, пал на колени, упал в обморок..." косяками идут и копипастом из книги в книгу, притом ещё и отмечают, что якобы Месьё без конца рыдал и терял сознание, чуть что - нюхательные соли под нос. А у современников я такого не наблюдаю. Вон я письмо мадам де Севинье у себя в дневе выкладывала - как раз про позволение Лоррену вернуться. Так ведь она пишет - Филипп обнял колени брата и со слезами ему руки целовал - и дважды оговаривается: верьте мне, все детали - чистая правда. Имхо, это значит, что для неё такое поведение принца довольно необычно, она это подтверждать вынуждена, заверяя, что не врёт, мол, всё так и было.
Я могу ошибаться, как и все люди, но мне думается, что Месьё, без конца и по любому поводу "играющий спектакли" и ведущий себя как истеричная барышня - это всё-таки позднейшая интерпретация. А когда он "ломал комедию", по выражению самой Генриетты, так она в своём письме сама и писала из-за чего - её участие в переговорах с братом и опала шевалье. Кроме того, и Генриетта - лицо заинтересованное; позиция - "жертва жестокого мужа" - ей выгодна. Она свои обиды доводила и до Луи, и до брата-короля, и она оба её защищали. Луи, думаю, не только из-за своей к ней симпатии, но и потому что она была им нужна для переговоров. А для Филиппа отъезд среди ночи в Виллер-Котре вряд ли был истерической комедией, он своей демонстрацией пытался вынудить Людовика вернуть Лоррена. Публичный разрыв с королевским двором - шаг вполне осознанный, могущий иметь политический последствия. Я у себя об этом как раз последний раз писала - там все вокруг этого отъезда резво запрыгали, выжидая, чем дело кончится. И к Филиппу в гости, кстати, прикатили старые фрондёры - и Мадемаузель, и Великий Конде с сыночком. И дипломаты перья сточили, строча депеши своим государям. А в итоге Луи пришлось-таки изворачиваться, объясняться с посланниками и торговаться с братом, и позже хоть из тюрьмы шевалье освободить. Ссылка-то лучше замка Иф.


Под театральностью поведения я имел в виду не эти церемониалы (в которых как раз очень мало эмоций), а именно открытое и... весьма художественное выражение чувств. Например, письмо Кольберу, которое вы перевели, - это очень театральный жест - ага!)))
Церемониалы – да, это традиция вырабатывалась, но всё же она сама по себе спектакль. Но, как я себе представляю, тот век при дворе Луи вообще был весь пропитан театральностью, она всем и всеми поддерживалась – бесконечные балеты, в которых танцевали король, его брат, придворные, сумасшедшие их костюмы; та самая Карусель, когда Луи было 20, а Филиппу – 18; «медиа-ночче», приглашения на которые считались особенной честью и выпрашивались, фейерверки; галантные ухаживания и обмен галантными письмами… А балы с масками – один за другим, чуть не каждый вечер в дни карнавала перед Великим постом! А сам король, который выступал в Парижском театре! Не у себя в Лувре, Версале, Фонтенбло – а в городском театре, 10 дней подряд. И публика ломилась поглазеть на короля. Я читала – щас не помню уже у кого и точную цитату не приведу, но за смысл ручаюсь головой, – как один вельможа говорил, что Луи в ближнем кругу, в семье вёл себя оч свободно, шутил, смеялся, гневался и тп; а когда ему надо было выйти «в люди» он весь преображался, у него менялось всё – лицо, походка, поведение, он «будто играл спектакль».
Что до письма Кольберу, я его иначе воспринимаю. Во-первых, да, отчаянье; мне оно между строк слышится, и письмо кажется именно тут искренним. Да и последующее поведение Филиппа, по-моему, это подтверждает. Второе – стиль; по-моему, он той эпохе было достаточно свойствен. Кроме того, это же личное письмо! Оно не с площадей всем желающим читалось. Филипп пишет так, чтобы на чувства брата воздействовать; он не к Кольберу, а прежде всего к Луи взывает. И третье – вижу не столько нарочитую театральность, сколько продуманную позицию и аргументацию. Филипп ведь через Кольбера с братом говорит, с которым он горшок разбил открыто. (Имхо, Генриетта, увезённая мужем в Виллер-Котре, точно так же пишет маршалу – она не может упрекать короля, но Тюренну она явно жалуется и до Луи просит донести её желания: хорошо бы мне вернуться ко двору.))) И Филипп до Луи чётко доносит свою позицию: я ни в чём не виноват; шевалье не виноват; я бунтовать против брата никогда и не думал, Лоррен тоже; я до сих пор послушен твоей воле, но помирюсь, если – и далее условие «верните мне мою радость». Это же всё по пунктам изложено – с соответствующими оборотами почтения к особе короля и подметанием пола пером шляпы.

Остальное – чуть позже сегодня напишу, а то я до дома незнамо когда доберусь.:)
19.02.2016 в 20:46

чухонский болотный божок (с)
ReNne, хочется, да :) Ужасно не хватает таких разговоров :)

Имхо, это значит, что тут поведение Филиппа более-менее вписывалось в норму того времени, потому и оценки - "мягкий", "чувствительный", "отходчивый".
Это могло значить что угодно. Как вариант:
1) неосведомленность обо всех подробностях семейной жизни Месье (что видела Мадемуазель, то могли не видеть и не знать другие наблюдатели, а сама Мадемуазель, в свою очередь, тоже могла не знать каких-то неприятных фактов)
2) нелюбовь к Генриетте, которая заставляла выискивать оправдания Месье и закрывать глаза на многое (мы это сейчас в фэндоме наблюдаем :gigi: )
Мне кажется, что для того времени было более типично поведение с женами, которое демонстрировал король: можно изменять напропалую, но обращаться с супругой надлежит исключительно вежливо и соблюдая все политесы. Колкости, хамство, насильственный увоз в Сен-Клу или в Виллер-Котре все-таки не вписывались в куртуазный идеал. Я сейчас говорю, разумеется, о высших классах общества, простой народ - отдельная тема.

мне думается, что Месьё, без конца и по любому поводу "играющий спектакли" и ведущий себя как истеричная барышня - это всё-таки позднейшая интерпретация
Чувствую, нам надо сначала определиться с терминологией :) Что для кого-то является поведением истеричной барышни, для меня - нормальный порог эмоциональности, и наоборот. Я считаю, что он обладал холерическим темпераментом (вспыльчивость и импульсивность за ним замечали многие), был экстравертом (разговорчивый, открытый, любивший общество, достаточно откровенный, даже "болтливый", по мнению некоторых). Такой персонаж вполне может и залиться слезами, и закатить истерику. Для него, скорее, нетипично будет замкнуться в себе и переживать все молча.

Публичный разрыв с королевским двором - шаг вполне осознанный, могущий иметь политический последствия.
Мне все-таки думается, что политические последствия могли заключаться не в новой Фронде (это представляется нереальным), а в конфликте с королем Англии, ведь Месье не просто сам уехал, он еще и жену уволок и держал ее как в тюрьме. Англичанам это не нравилось и могло помешать Людовику в его внешнеполитических делах.

один вельможа говорил
Прими Висконти это говорил.

Кроме того, это же личное письмо!
Вот именно, и зачем его писать должностному лицу? Ладно бы Месье с Кольбером были в дружеских отношениях, но я о таком не слышал. По-моему, это чистой воды демонстративный жест. Наверное, рассчитанный на то, что Кольбер не только королю передаст письмо, но и еще кому-то о нем расскажет, и круги по воде разойдутся.